Технологии, техника, компьютерыУчеба, работа, коллеги

Правило «Пяти почему»

Основатель компании Toyota, Сакити Тойода (1867 — 1930), постоянно пользовался правилом «пяти почему». Во всех непонятных ситуациях он доставал из своего кармана этот метод, и тот ему всегда помогал.

Это правило очень просто. Например, ты хочешь шубу.

Ты спрашиваешь себя: почему я хочу шубу? Это первое «почему». Отвечаешь: потому что я хочу всех удивить. О’кей, второе «почему»: Почему ты хочешь всех удивить? Ответ: Потому что хочу, чтобы на меня обратили внимание. Третье «почему»: Почему тебе нужно, чтобы на тебя обратили внимание? Ответ: Потому что я чувствую себя неуверенно. Четвертое «почему»: Почему ты чувствуешь себя неуверенно? Ответ: Потому что я никак не могу реализоваться, потому что я сижу на одном месте. Пятое «почему»: Почему ты не можешь реализовать себя? Ответ: Потому что я занимаюсь тем, что мне не нравится. И скажи теперь, при чем тут шуба?

Господин Сакити Тойода научил, что в ответе на пятое «почему» и кроется первопричина, которую на первый взгляд не видать. Пятое «потому что» выводит на свет то, что скрывается внутри. Если хочешь, пятое «потому что» и есть настоящая ты. Это очень действенный способ проверить, что ты на самом деле скрываешь, в чем ты боишься признаться даже себе, чего ты действительно хочешь и что – просто мишура.

Спасибо господину Тойде не только за Тойоту.

***

Пять почему — техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей техники является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «Почему?». Каждый последующий вопрос задаётся к ответам на предыдущий вопрос. Количество «5» подобрано эмпирическим путём и считается достаточным для нахождения решения типичных проблем.

Техника формально изобретена Сакити Тоёда и использовалась в Toyota в ходе эволюции их методологий производства. Это основной компонент в тренингах по решению проблем, проводимый как часть программы погружения в производственную систему Тойоты. Создатель производственной системы Тойоты, Тайити Оно описал метод пяти почему как «основа для научного подхода Тойоты… задавая вопрос почему пять раз, определяется характер проблемы, решение становится понятным». В других компаниях подход применялся в других формах. Под руководством Ricardo Semler в Semco использовали технику «трех почему» для выбора целей и принятия решений. В дальнейшем метод получил популярность и за пределами Тойоты.

«Пять почему» (5 Why) — очень сильный инструмент для непрерывного совершенствования любой сферы бизнеса, деятельности и личного развития в том числе. Главное правильно пользоваться этой техникой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»